Aleko писал(а): ↑Пн июл 17, 2023 5:34 pm
Захотелось вдруг спросить у нашей коалиции: если мы тратим огромные бюджетные деньги на содержание ешив и освобождаем ешиботников от службы в армии, то нужна ли нам армия? Нельзя ли победить врага нужными молитвами, а не кровопролитием. Это же, вероятно, не трудно проверить. Надо только хорошо выучить молитву и во главе с известными раввинами направиться к линии огня и совершить молебен. Авось враг разбежится. А если нет, то
зачем освобождать ешиботников от воинской повинности?
Не будучи адресатом Вашего вопроса, всё же влезу с ответом. В Израиле существует несколько социальных, экономических, юридических и т.д. монструозных структур, доставшихся в наследство от предыдущей реальности Израиля. Пост-социалистические правительства постепенно реорганизовали в более прагматичном направлении киббуцную систему, банковскую сферу, систему больничных касс, "Гистадрут"; с большим или меньшим успехом происходит реформа инфраструктурных монополий. Сейчас мы видим борьбу с одним из последних оплотов прежней политической системы - юридической монополией по идеологическому признаку.
Реформа службы в армии и реформа системы отсрочек и освобождений для харедим, как я уверен, в Израиле имеет одну важнейшую общую сторону: социальную. ЦАХАЛ, помимо военной функции, выполняет и функцию системообразующего социального института. Харедим также составляют традиционную для ашкеназим социально-религиозную систему, поставленную в привычное для себя положение давления со стороны государства. Государство не сможет "победить" - если уж не смогло справиться в 60-70-х, то тем более не сможет сейчас, и вынуждено договариваться в рамках существующего конфликта систем. Но и саму систему ведь можно и нужно менять: за армией оставить её военные функции, значительно сократить непонятно зачем сегодня поддерживаемый длительный срок службы для большинства, оставив профессиональную армию для желающих; обеспечить доступную альтернативную службу, ввести военный налог - короче, универсализовать подход, перестав заниматься любимой в Израиле сиюминутной секторальщиной ради сомнительного удовольствия отложить операцию, упустив её из рук хирурга в руки патологоанатома.