ЕВРЕИ, "НЕ ИМЕЮЩИЕ РЕЛИГИИ" В ИЗРАИЛЕ: ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ И ВАРИАНТЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ
В Израиле, как известно, в отличие от США нет конституции. Вместо нее в нашей стране, как и в Великобритании, например, действует прецедентное право. То есть, все ранее принятые законы действуют, пока не принимается решение об их отмене или изменении. В своей совокупности они в каком-то смысле заменяют конституцию. Практически в израильских условиях этого означает, что в целом ряде аспектов жизнь граждан еврейского государства до сих пор регулируется законами, вступившими в силу в то время, когда наша страна входила в состав Османской империи, а затем была британской подмандатной территорией. Пожалуй, важнейшим аспектом, относящимся к данной категории, является регистрация актов гражданского состояния.
В Государстве Израиль продолжает действовать введенная турецкими властями, а затем несколько модернизированная британскими властями система признанных законом религиозных общин. Турки называли их "миллиет", сейчас они называются на иврите "эда мукерет". Все поданные (в наше время – граждане) приписываются к той или иной признанной общине автоматически, по праву рождения (то есть, к той же религиозной общине, к которой принадлежали его родители), или же в результате официально зарегистрированной перемены религии. Каждая признанная религиозная община имеет право регистрировать акты гражданского состоянии в соответствии со своими законами и обычаями, и государственные органы в обязательно порядке признают выдаваемые при этом документы.
Нельзя не признать того, что это сложившаяся к Позднее Средневековье система была для своего времени вполне демократической. Она гарантировала сохранение автономии находившихся в подчиненном положении по отношению к мусульманам этно-конфессиональных групп населения, в том числе евреев. Поскольку ни у кого не возникало особых нареканий по поводу этой системы, она сохранилась с определенными изменениями до наших дней. Однако в последние десятилетия функционировавшая веками система "признанных общин" дает сбои, создавая остроконфликтные ситуации в израильском обществе. Жертвами таких ситуаций ежегодно становятся десятки тысяч граждан. В основном – репатриантов из бывшего СССР и их родившихся в Израиле детей, но не только.
Неоднократно раздавались призывы ввести в Израиле гражданские браки и разводы для всех, то есть, фактически отменить систему признанных общин. На практике эти призывы ни к чему не привели, и сомнительно что они смогут привести к практическим результатам в обозримом будущем в то время, как проблема принимает все большие и большие масштабы. Ответственный подход к данной проблеме требует учитывать два основных фактора, по которым любые попытки ввести гражданский брак в Израиле, то есть, отменить систему признанных общин, наталкиваются на непреодолимое сопротивление:
1. Еврейский народ представляет собой этно-конфессиональную общность. Иудейская религия играет для него роль важнейшего этнического символа вне зависимости от степени религиозности конкретного еврея. Подавляющее большинство израильских евреев любого происхождения считает сохранение традиционного еврейского облика того, что в этнографии именуется "обрядами жизненного цикла" (в частности свадьбы и похорон), принципиально важным. Никто из тех, кто рассматривает себя в качестве принадлежащего к еврейскому национальному коллективу, не может с этим не считаться.
2. После создания независимого еврейского Государства Израиль, евреи стали этническим большинством и государствообразующей нацией. Будучи демократическим государством, Израиль гарантирует права своих граждан, принадлежащих к этническим и религиозным меньшинствам, каковых насчитывается порядка 20% от всего населения. Отмена системы признанных общин, прежде всего, нанесет удар по их автономии. Поэтому представители меньшинств в своем подавляющем большинстве не поддержат такой идеи.
Прежде, чем предлагать те или иные пути решения болезненной проблемы регистрации актов гражданского состояния, с которой в той или иной степени сталкивается множество наших сограждан, представляет целесообразным понять, как конкретно работает система "признанных общин" и почему она все чаще дает сбои.
Согласно официальным данным на 2019 год, в Израиле около 400 тысяч "не имеющих религии". Более 300 тысяч из них – репатрианты из бывшего СССР и их родившиеся в Израиле дети. Таким образом, специфическая для Израиля и выглядящая просто нелепой в современном демократическом обществе проблема граждан, не имеющих возможности вступить в брак на территории своего государства, является в первую очередь проблемой русскоязычных израильтян. В рамках попыток решить данную проблему в 2010 году был принят специальный закон о "брачном союзе для не имеющих религии" ("брит зугиют ле-хасрей дат". Однако в этом законе оставлено право вето за религиозными инстанциями в случае, если они считают, что один из вступающих в брак принадлежит к их религиозной общине. Это резко снизило эффективность упомянутого закона.
Следует помнить, что репатриировавшиеся на основании Закона о Возвращения лица "не имеющие религии", не говоря уже об их родившихся в Израиле детях, в своем подавляющем большинстве де факто являются членами еврейского национального коллектива: как правило, это лица смешанного еврейского происхождения, они живут среди евреев, учатся в еврейских школах, отмечают еврейские праздники, служат в ЦАХАЛе и соответственно во многих случаях их избранниками становятся граждане, зарегистрированные в МВД в качестве евреев. В таком случае регистрация "брачного союза" не допускается. Однако даже если как жених, так невеста зарегистрированы в качестве "не имеющих религии", раввинат может не признать этого точно так же, как он не признает без специальной проверки евреями тех, кто зарегистрирован в качестве таковых в МВД. В этой абсурдной реальности вполне возможна ситуация, когда гражданин не может доказать ни того, что он еврей, ни того, что он нееврей.
Налицо острейшая проблема, и, если она не будет решена уже в ближайшее время, конфликт выйдет из-под контроля. Как уже было сказано, согласно официальным данным, число граждан Израиля, принадлежащих к еврейскому национальному коллективу (пользуясь сугубо научной этнографической терминологией – к "расширенной еврейской популяции"), но фигурирующих в официальной статистике в качестве "не имеющих религии", составляет порядка 300 тысяч человек. Остальные "не имеющие религии" это натурализовавшиеся так или иначе в нашей стране иностранцы, принадлежащие к каким-либо экзотическим у нас конфессиям – христианам-протестантам (за исключением епископальных евангелистов), буддистам, индусам, сикхам, зороастрийцам (вот, например, знаменитый израильский дирижер Зубин Мета – зороастриец) и др. При всем уважении к Зубину Мете члены еврейского национального коллектива, числящиеся "не имеющими религии", в отличие от зороастрийцев, в Израиле отнюдь не экзотическая группа населения. Их численность примерно равняется суммарной численности израильтян, принадлежащей к друзской и ко всем христианским общинам вместе взятым.
В израильских русскоязычных публикациях нередко встречается употребление термина «ортодоксы» или даже "религиозные" как перевода термина «харедим». Однако это ошибка. Предпочтительнее употреблять термин «ультраортодоксы». Дело в том, что ортодоксы – это не только «харедим», но и вообще последователи ортодоксального иудаизма – в отличие от последователей реформистского («прогрессивного») и консервативного («традиционного») течений в иудаизме, не имеющих сколько-нибудь заметного влияния в Израиле, на преобладающих среди евреев США. При этом еврейская религиозная ультраортодоксия – явление относительно новое. Она возникла лишь в XIX веке в качестве реакции на модернизацию еврейской жизни в Европе. С самого начала это течение, отодвинуло в сторону один из важнейших принципов иудаизма – «все евреи в ответе друг за друга» и сосредоточило свои усилия на возведении своего рода виртуальных стен гетто, которые должны были защитить его последователей от модернизации. В виде «виртуальных стен» использовалось и используется до сих пор ужесточение требований к выполнению заповедей, именуемое в еврейской традиции термином «хумрот».
При этом упомянутые «хумрот» в интерпретации ультраортодоксов касаются далеко не всех заповедей. Так, например, талмудические мудрецы постановили, что «отец обязан обрезать своего сына, выкупить его (если сын – первенец, должен быть символический обряд его выкупа – В.Ч.), обучить его Торе, женить его и научить его ремеслу». А живший в III веке н.э. выдающийся законоучитель рабби Иегуда добавил, что «всякий, кто не обучает своего сына ремеслу, обучает его грабить», поскольку, не имея возможности зарабатывать на жизнь своим трудом, выросший сын будет вынужден добывать средства к существованию незаконными путями. Таким образом, отказ современной религиозной ультраортодоксии от профессионального обучения и от активного участия в рынке труда фактически является нарушением существовавших веками законов нормативного ортодоксального иудаизма.