Сообщение
tab » Пт май 05, 2023 12:09 pm
Кто позаботится о русскоязычных израильтянах?
Куда более малочисленные общины сумели найти рычаги влияния на политическую систему Израиля и добились улучшения своего положения.
Алекс Тенцер
01.05.2023
Эту статью я приурочил сразу к трем праздникам: Дню независимости, Дню трудящихся и Дню победы. Все эти три праздника во многом символизируют наше пребывание в Израиле.
Мы считаем себя наиболее образованной, культурной и продвинутой частью населения, и во многом это оправданно. Но с другой стороны, как объяснить, что мы все еще находимся внизу социально-экономической пирамиды, а те, на кого многие из нас смотрят свысока, уже давно пробили "стеклянный потолок"?
По данным газеты "Гаарец", опубликованным в День Катастрофы, сегодня ожидают государственного жилья от министерства абсорбции 5966 семей, переживших Холокост. 16% из них (992 семей), ждут уже более 20 лет, а 22% - от 15 до 20 лет. Еще 45% людей ждут квартиры от 5 до 15 лет.
Впрочем, некоторым повезло. Но лишь очень немногим. В 2022 году всего лишь 248 семей получили социальное жилье, а с начала этого года - 49. Цифры шокируют. В прошлом году число переживших Катастрофу составляло значительно больше, чем в настоящее время - 7700 семей. Куда исчезли 1437 из них? Все очень просто и вместе с тем печально: так и не дождавшись собственного жилья, они или оказались в домах престарелых или уже покинули этот мир.
Еще одна болевая точка. Министерство абсорбции отменило маршрут экстренной репатриации для граждан России и Белоруссии. Сокращенная процедура остается в силе для граждан Украины, но реальность в том, что с началом войны подавляющее большинство соискателей гражданства прибывает именно и в первую очередь из России. Это связано со страхом перед надвигающейся диктатурой, репрессиями и боязнью новой мобилизации. Они пребывают сюда как туристы, но по сути дела, это беженцы. После принятого решения потенциальным репатриантам придется месяцами оставаться в Израиле без статуса, со значительными ограничениями в возможности зарабатывать на жизнь, снимать жилье и получать медобслуживание.
Третье. Нас по-прежнему проверяют на еврейство, когда мы приезжаем, что вполне легитимно и оправданно. Но нас проверяют и повторно, когда мы женимся, что, по сути, и по форме является для многих унизительным и неприемлемым. Может быть, именно поэтому 35% зарегистрировавших свой брак за границей - евреи по Галахе. Этот абсурд продолжается десятилетиями, и несмотря на все обещания и предвыборные лозунги ничего в этом вопросе не изменилось. Более того, впечатление такое, что громкие обещания никто и не собирался выполнять.
Четвертое. По данным исследовательского центра "Мерказ Хедва", в последнее десятилетие в целом по стране наблюдается общее снижение доли инженеров и техников с 17.1% в 2006 году до 13.1% в 2016 году. При этом доля репатриантов в технических специальностях из бывшего СССР остаётся по-прежнему очень высокой - 21.7%:
Пятое. Пенсии. По данным на 2016 год, пенсии получали примерно 60% ашкеназов (не считая ультраортодоксов), около 50% - выходцев из восточных стран (мизрахим), и всего лишь - 20.3% выходцев из бывшего СССР. То есть, большинство русскоязычных пенсионеров не имеют пенсии, а те, кто все же ее получают, не в состоянии на нее существовать. Это объясняет тот факт, что число работающих русскоязычных пенсионеров неуклонно растет - с 8.2% до 20%. Теперь мы понимаем, почему, как утверждали наши политики, что "у нас больше нет пенсионеров за чертой бедности".
Шестое. К какой социо-экономической группе относятся русскоязычные израильтяне? По данным опубликованными в 2022 году на экономической конференции имени Эли Гурвица, выходцы из стран СССР по десятибалльной шкале получили рейтинг в 4.9 баллов. Сравним с остальными группами населения. У ашкеназов этот показатель - 7.5, у смешанных семей ашкеназов-мизрахим - 6.7, у мизрахим - 5.3. (В таблице нет данных о харедим и арабах). Как позитивную тенденцию, можно отметить улучшение социо-экономического положения второго поколения репатриантов, чьи показатели поднялись на 0.9 бала и достигли 5.8 баллов.
«Я спешу посмеяться над всем, иначе мне придется заплакать». Бомарше