Сообщение
tab » Чт авг 04, 2022 1:43 pm
Вспомним лекцию мемориальчика.
Гасан Гусейнов. Я хотел бы затронуть три сюжета.
Первый — сама идея разрушения или осквернения памятников. Все помнят, что в Риме на Улице Императорских форумов стоят бронзовые статуи, установленные во времена Муссолини. Все это императоры. На их фоне любят фотографироваться туристы, многие из которых понятия не имеют об истории этих памятников. Они фотографируются на фоне надписей «9-ый…» или «12-ый год фашистской эры». По сути это памятники не римским императорам, а Муссолини, но он переосмысливается. И никому в голову не приходит как-то осквернять или сносить их, потому что Рим — это город, в котором памятники легко интегрируются и переходят из одной эпохи в другую (за исключением нескольких объектов времен Муссолини). Приведу пример. На многих римских памятниках и надгробиях (в том числе в знаменитейших храмах эпохи Возрождения) выбита аббревиатура D.O.M. Она означет Deo optimo maximo — «величайшему и лучшему богу». Точно такие же сокращения были на надгробиях и в дохристианскую эпоху. Но тогда это означало Dis Omnibus Manibus, то есть «Всем богам-манам».
Это культура просуществовала так долго и дала жизнь другим цивилизациям, потому что она была способна переосмысливать свои памятники. И, прежде всего, свои надгробия, что очень важно.
В других странах с другими традициями есть мощная традиция надругательства над могилой, разрушения кладбищ. Поселок «Сокол» — кладбище георгиевских кавалеров, героев Первой мировой войны. Где эти люди? Там еще в 1960-ые годы стояли отдельные надгробия. А сейчас — какое-то высотное здание.
И это представление о разрушаемости, о той легкости, с которой можно вытравить память о чем угодно, компенсировалось в советское время возведением огромных статуй Сталина, которые стояли в каждой столице союзных республик. Но вот, 1956 год, и их сносят с таким же восторгом, с каким эти же люди сносили памятники своих отцов и дедов. Эта традиция объединяет и сплачивает людей. Это традиция не поклонения памятникам, а традиция в ту минуту, когда над тобой не стоит представитель власти, уничтожать любую святыню, которую тебе навязывают сверху. Студенты, которые жарят шашлык на вечном огне и люди, разбивающие в Киеве кувалдами памятники Ленину — это одни и те же люди. Для них этих святынь не существует.
Если же посмотреть с еще большим удалением, то иконоборческая традиция очень старая. Известная нам на примере того же Рима или Италии. В Позднюю Античность и Раннее Средневековье мраморные статуи пускали на удобрения, а бронзовые статуи переправляли. Это обычный процесс смены эпох. Мы должны его исследовать, мы не можем говорить, как и что общество должно. Мы изучаем сущее, а не должное.
Если клоун входит в замок, он не становится королем – это замок становится цирком (Ц)