Не без Моше

Еврейская вера и религия. Иудейская теология и теософия.

Модератор: brekekekex

Ответить
Khalfin
Сообщения: 747
Зарегистрирован: Чт окт 31, 2019 8:42 am
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 141 раз

Не без Моше

Сообщение Khalfin » Чт май 12, 2022 11:36 am

Не без Моше

Арэль Сегаль

Всевышний, Благословен Он, не оставил места в Пасхальной агаде для самого выдающегося еврея * Но некоторые нашли достойный обходной путь

Средние века в Европе были периодом поиска святых останков-мощей. Монастыри похвалялись ржавыми гвоздями, якобы распявшими тело "Мессии", и торговали кусочками дерева от того креста. Основатель кальвинизма Жан Кальвин постановил, что учитывая огромное количество церквей, утверждающих, что владеют кусочков дерева от того креста, речь идет о достаточном количестве дерева для постройки среднего судна.

В "Декамероне" Боккаччо рассказывает о монахе по имени Чиполе, продавшем перо из крыла ангела Гавриэля, выпавшее в комнате девы Марии во время божественного зачатия. Но ни один гвоздь, кусочек материи из его одежды или сухая колючка из тернового венца, который якобы был на голове Ешу, не сравнятся с бескомпромиссной погоней за святым кубком этих мощей – его крайней плотью.

Согласно их вере, Ешу не был похоронен нигде, а вознесся на небо целиком. Но к 5-му веку возникла вера, что Ешу оставил нечто физическое в этом мире – свою крайнюю плоть. В Рождество 800 года римский папа Лео 3-й короновал Карла Великого императором в обмен на подарок в виде крайней плоти, которую Карл, по его утверждению, получил от ангела. "Подтверждение" этого было получено в конце 14 века, когда святая Бригитта из Швеции увидела в видении деву, которая подтвердила, что находящиеся в Ватикане крайняя плоть и пуповина – настоящие.

В то время в христианском мире было 18 мест – церкви, монастыри и т.д. – решительно утверждавших, что именно у них находится та крайняя плоть. В конце 17 века библиотекарь Ватикана теолог Лео Алатиус (Leo Allatius) написал на латыни трактат "Обсуждение крайней плоти нашего г-да Иисуса Христа". В том труде ученый библиотекарь постановил, что крайняя плоть Ешу превратилась в кольцо вокруг Сатурна в тот момент, когда Ешу пошел в рай. Круто. В 1900г. Ватикан издал указ, запрещающий заниматься обсуждением вопроса о крайней плоти Ешу, указ включал угрозу отлучения от церкви. В 1954г. ожидаемое наказание было устрожено, а Праздник дня обрезания Ешу (1 января – 8-й день после 25 декабря) был убран из католического календаря. В 1960г. было решено называть тот день "Днем 8-го дня".

Будучи современными евреями, вы должны признать, что христианское занятие крайней плотью еврейского парня 2000-летней давности – достаточно забавно. Но тогда - в реальном времени – евреев это не так смешило. В разгар христианского поклонения той крайней плоти евреев массово убивали во время Крестовых походов. Иудаизм противится макабрической материализации. Смерть нечиста. Хоть сегодня хватает поклоняющихся могилам, но никто не утверждает, что у него есть волосок из усов царя Давида. Не случайно место захоронения Моше-рабейну не известно.

(См.также

"https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0 ... 0%BD%D0%B5"

"https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1 ... 1%82%D0%B0")

И вот мы приходим от крайних плотей к Песаху. Куда исчез из Пасхальной агады Моше? Как может быть, что центральный герой сюжета, человек, мужественно стоявший перед фараоном и требовавший "отпусти народ мой", просто стерт из текста Агады за исключением одного предложения в ловах р. Й.А-Галили "и поверили во Всевышнего и Моше, раба Его".

По правде говоря, Пасхальная агада – скучновата. Ни в чем не похожа на ТАНАХ. Нет в ней величия древности, а бюрократический рассказ о маце о перечислении казней на море. Это не захватывающее волнующие сочинение о свободе. Почему? Потому что нет необходимости. Само присутствие еврейского народа в историческом мире – это рассказ о свободе и вызволении, за которым разрушение, порабощение, а потом свобода и вызволение.

И уже постановил немецкий поэт-выкрест Генрих Гейне: "Со времени исхода из Египта Свобода говорит с еврейским акцентом". Потому что история Исхода из Египта подарила вдохновение Оливеру Кромвелю – лидеру парламента во время гражданской войны в Англии; отцам-основателям американской нации в время войны за независимость от Англии; и черным рабам тех отцов-основателей, которые хотели освободиться от рабства.

И лишь один не присутствует на седере – Моше.

От Первого Храма и до разрушения Второго Храма праздник Песах отмечался согласно указанному в ТАНАХе: принесение пасхальной жертвы и чтение истории исхода из Египта, включая участие Моше. После разрушения Второго Храма и прекращения принесения пасхальной жертвы началось написание Пасхальной агады, которое было закончено в 4 веке – 4-е и 5-е поколения амораев.

Учитывая тот факт, что роль Моше была известна и центральна, требовалась достаточно важная причина, чтобы "удалить" его из рассказа, в котором он служил центральным героем. И тут крайняя плоть Ешу возвращается в картину. В тот период вследствие распространения христианства усиливалась христианская пропаганда, выставлявшая Ешу центральной божественной фигурой. Евреи – после ряда восстаний за независимость своей Родины – защищаются от религии-"сестры", т.е. христианства. В частности, это включало внесение брахи "миним" в молитву 18 благословений (против предателей, предающих еврейский народ и еврейскую религию и доносящих римским оккупантам на соблюдающих еврейские обычаи) и исключение 10 заповедей из молитв (которые христиане противопоставляли 613 заповедям). Христиане взяли праздник Песах и его обычаи из поклонения Моисею как предшественнику Ешу. Формировавшаяся в то время Пасхальная агада отменяет рассказ "Моше-посланника" как параллельного "Ешу, сына божьего" у христиан. У нас – евреев – нет троицы. Есть только Всевышний, Благословен Он.

Смерть Моше, как обычного человека (тем более, место погребения которого не известно), согласуется с его изъятием из Пасхальной агады. У Моше нет признаков божественности, и он не призывается в высоты к "Престолу Славы", как пытаются изобразить христиане про Ешу. Но на этой неделе я прочитал статью проф. Йосефа Шитрита и обнаружил, что евреи Марокко (и севера Алжира) до сих пор начинают Пасхальный седер кратким текстом на арабско-еврейском наречии, в центре которого образ Моше-Рабейну. Этот текст они читают во время "Яхац" перед чтением Агады.

"Так рассек Бог море для наших праотцев на 12 путей, когда вышли сыны Израиля из Египта во главе с нашим Учителем и пророком Моше бен Амрам, благословенной памяти; он спас их и освободил от тяжкой работы, вывел из рабства к свободе. Пошли его, чтобы он повел нас сегодня по тому же пути; чтобы он собрал наши общины в разрушенный Храм и вызволил наших пленных из галута ради Великого и Святого Имени Всевышнего".

Этот текст о Моше-Рабейну сформировался в конце 13 века - начале 14 века, когда еврейские общины в Северной Африке и в Андалузии получили возможность вернуться к иудаизму после 120 лет, в течение которых тамошние евреи были вынуждены скрывать свою религию из-за указа династии Мохадов (по-арабски аль-муваххидун) (часть того периода внутри своих домов они могли соблюдать еврейские обычаи).

В своем послании "Игерет а-шмад" РАМБАМ, который сам бежал от принуждающего к исламу режима аль-Мохадов, разрешил в случае пикуах нефеш говорить декларацию исламской веры. Согласно проф. Шитриту, центральным образом, запечатлившимся в воображении насильно обращенных в ислам, был Мохаммед. Чтобы восстановить еврейскую жизнь и еврейское сознание, была необходимость выветрить из памяти образ пророка ислама и поставить вместо него превышающий его еврейский образ. И так РАМБАМ устанавливает Моше как один из 13 принципов веры. Короче, в этом году я предлагаю нам всем быть немного марокканцами и добавить Моше в Пасхальную агаду.

15.04.2022

Перевел Яков Халфин

Ответить