Aleko писал(а): ↑Ср май 17, 2023 3:05 pm
Когда возникли Ветхий и Новый заветы

Известны ли их авторы

Или вся Библия из жанра фольклористики
Что мы знаем, например, про "Повесть временных лет"? Читаем в Лаврентьевской летописи, что "...
радуется и книжный списатель, дошед конца книгам, тако же и азъ, худый, недостойный и многогрешный рабъ Божий Лаврентей мних. Началъ есмъ писати книги сия глаголемый летописець месяца генваря въ 14 [...] князю великому Дмитрию Костянтиновичю, а по благословенью священьнаго епископа Дионисья. И кончалъ есмъ месяца марта въ 20..."
Из прочитанного следует нехитрый вывод, что текст переписан монахом Лаврентием в княжение Дмитрия Константиновича на великокняжеском Влалимирком столе. Т.е., грубо говоря, во второрй половине 14 века переписывался более ранний текст. При этом, в самом тексте описываются события, произошедшие к началу 14 века. Иначе говоря, первый переписчик (или один из первых) жил во второй половине 14 века, а события в переписываемом тексте летописи завершились непосредственно до этого, лет на 60-70 ранее.
Открываем ТаНаХ, книгу Иеошуа бин-Нуна, относящуюся к событиям, непосредственно идущим после Торы , и читаем:
ויכתב שם על האבנים את משנה תורת משה אשר כתב לפני בני ישראל
"Написал там на камнях список с торы Моше, который он написал пред сынами Исраэйля." (Иеошуа, 8:32).
Но к монаху Лаврентию претензий нет, разве что спорят на основании более поздних источников, был ли автором самой летописи Нестор, и где там позднейшая редактура, на возраст основного текста не влияющая.
А вот к Торе претензия иная - нет, говорят, и не Моше с Иешуа бин Нуном, а якобы переписчики, а на самом деле, кодификаторы при царе Хизкиягу. И не три с небольшим тысячи лет назад, а две с половиной. Да и то, не сам текст, а то, что потом Эзра использовал, как основу. Да и не Эзра даже, а во времена Мишны, потому как опять редактировали. Ну а потом опять, при Ришоним. А если подумать, то вообще Тора и сейчас редактируется. Да и нет её, Торы, вовсе - одно только радует, нет и истории вообще, см. Носовского-Фоменко.
В общем, при желании оспорить авторство и датировку, можно составить рабочую критическую схему. А при отсутствии желания авторство и датировку оспаривать, можно всё оставить, как есть. А конкретные вопросы (по стилю "яхвиста"/"элохиста", по одомашненным верблюдам, по перекрёстным ссылкам, по сличению текстов и т.п.) вполне легитимны и имеют вполне консервативные ответы.