Причина, находящаяся за горизонтом событий, тем не менее, влияет на всю причинно-следственную цепочку.Rider писал(а): ↑Пт май 08, 2020 11:52 amС терминологией Канта и Гегеля я знаком Меня интересовало ваше определение. Вероятно, оно звучит так: "ни в какой мере даже теоретически непознаваемая сущность". По типу известного персонажа "Неуловимого Джо".brekekekex писал(а): ↑Пт май 08, 2020 10:40 am
Это Кант разделил трансцендентное (к чему относится ни в какой мере даже теоретически непознаваемая сущность) и трансцендентальное (пограничное, имеющее внешнюю к мирозданию причину, но наблюдаемое в нашем мире через следствия, предшествующее нашему опыту).
Ну а Гегель (хотя и до него такое было принчто) для терминологической чистоты использовал понятие "Абсолютной Идеи", "Абсолюта". Среди прочего, это позволило отделить философскую концепцию бога от религиозных коннотаций. Но суть та же. Абсолют Гегеля и Всевышний в иудаизме (см. у Маймонида) трансцендентны по сути, и трансцендентальны в проявлении через следствия.
Иллюстрация: причина Творения, Большого Взрыва, любого иного "начала начал" для нас трансцендентна (за горизонтом событий), но само следствие (это самое "начало") свидетельсвует о причине, пусть и непознаваемой.
На деле это пустышка, ничто.
Вы мне напонили знаменитое ленинское (о Гегеле): "Бога жалко! Сволочь идеалистическая!"Rider писал(а): ↑Пт май 08, 2020 11:52 amПустое место, что всё в большей и большей мере подтверждается успехами современной науки. Переименование бога в абсолют в сути этого пустого места ничего не меняет. Полагаю, что ничего абсолютно непознаваемого для человеческого разума в природе нет, рано или поздно он до сути всего доберётся. Именно по этой причине сторонники существования разноимённого "бога" вынуждены наделять его атрибутом принципиальной непознаваемости. Им просто деваться некуда.
Что до атрибутов, то мы видим, например, что наш мир рационален, поэтому условно приписываем комплексной неделимой единственной первопричине нашего мира рациональность. А вот "атрибут принципиальной непознаваемости", то это не столько атрибут, сколько констатация принципиальной невозможности достоверно утверждать о сути того, что находится вне системы.