— В отличие от христианства и ислама, в иудаизме нет понятия "паствы" и "пастыря". Раввин ни в коем случае не "пастырь". И так обстояло дело до конца XVIII века – времени существования раввинистического иудаизма. Раввин, можно сказать, был не столько толкователем, сколько учителем, наставником в силу большей грамотности. Потому и пользовался большим авторитетом, и к нему всегда можно было обратиться за советом.
Но так обстояло дело до появления хасидизма, вместе с которым появилось такое понятие, как "цадик" – и акценты сместились. Цадик – это избранность. Он действительно считается в хасидизме избранным, не таким как все. И вот с появлением цадиков возникает, как ни странно, нечто очень похожее на христианство: появляется посредник, стоящий между человеком и Богом. Подобного раньше не было. И отныне ты можешь действовать исключительно через посредника.
Представляете, какое влияние хасидизм, разделившийся на множество течений, оказывает на весь ультраортодоксальный мир? Не зря было сказано, что хасидизм – это самая близкая к иудаизму религия. И это касается любого направления, будь то любавичские хасиды или гурские.
Когда из квартала Меа Шеарим в Иерусалиме выезжаешь в сторону вокзала, то справа можно увидеть огромное, как московский Дворец съездов, здание синагоги гурских хасидов. Настоящий дворец. Мне удалось однажды там побывать. Зал огромный, как стадион. Все сидят и ждут, когда выйдет их ребе, чтобы подойти к нему, поцеловать руку или дотронуться до него. Нет такого в иудаизме, чтобы раввин или цадик становился идолом! И не было такого, чтобы трон цадика или духовного лидера передавался по наследству, как царская власть! А если духовный лидер, как у брацлавских хасидов, умирает и не оставляет наследников, то будут целовать кресло, которое после него осталось…
Есть огромная разница между сектой и народом. Секта не может быть живучей, она однотипна, всегда имеет четкую однолинейную идеологию. Как в России говорили: "Не пьешь? Ты, что — баптист?!" Это пример четкого отождествления с идеологией. Секта – это даже не армия, а, скорее, спецназ, дисциплинированная, идеологически подкованная группа. Может ли она выжить? Скорей всего, нет. Поэтому Всевышнему нужен был народ.
И что же Он сделал, если размышлять в рамках веры? Вместе с евреями вывел из Египта совершенно посторонних, разноплеменных людей — то, что называется "эрев рав". То есть евреи перемешиваются с иноплеменниками и, таким образом, превратились в народ! Когда Всевышний сказал Яакову "Будь Исраэлем", Он не отменял суть Яакова. Другими словами, Яаков – это материальное начало, Исраэль – духовное. Если выделить Исраэля, будет секта, если Яакова – партизанский отряд. Только их единение формирует народ, в котором должен присутствовать весь спектр.
https://detaly.co.il/tam-gde-iudaizm-pr ... a-iudaizm/