Вопросы к светским знатокам

Дискуссии о религиях, вере и неверии.

Модератор: brekekekex

Аватара пользователя
Aleko
Сообщения: 3643
Зарегистрирован: Пт дек 13, 2019 10:40 am
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 159 раз

Вопросы к светским знатокам

Сообщение Aleko » Ср май 17, 2023 3:05 pm

Когда возникли Ветхий и Новый заветы :?: Известны ли их авторы :?: Или вся Библия из жанра фольклористики :?:
Возражай аргументами, а не эмоциями :!:

Аватара пользователя
VovaZ
Ваш усталый инквизитор
Сообщения: 19859
Зарегистрирован: Пн окт 07, 2019 1:11 pm
Откуда: Беер Шева
Благодарил (а): 449 раз
Поблагодарили: 4851 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы к светским знатокам

Сообщение VovaZ » Чт май 18, 2023 8:02 am

Aleko писал(а):
Ср май 17, 2023 3:05 pm
Когда возникли Ветхий и Новый заветы :?: Известны ли их авторы :?: Или вся Библия из жанра фольклористики :?:
Меня удивляет, что столь упорный атеист как вы столь слабо начитан.

Авторы Нового Завета известны хорошо - это апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн., по количеству текстов, описывающих одни и те же события. говорят ещё о наличии текстов Иуды, но это на грани сектантской коспирологии.

С Ветхим Заветом, вернее с Торой, всё сложнее. Даже религиозные авторитеты кардинально расходятся в мнениях, не говоря уже о профессиональном литературоведении. По стилю текста, однако, даже мне ясно, что это 3 или 4 совершенно разных автора из разных исторических эпох.
Изображение Все за мной! Я знаю короткую дорогу!Изображение

brekekekex
Сообщения: 391
Зарегистрирован: Вт окт 08, 2019 2:50 pm
Благодарил (а): 71 раз
Поблагодарили: 85 раз

Re: Вопросы к светским знатокам

Сообщение brekekekex » Чт май 18, 2023 7:27 pm

Aleko писал(а):
Ср май 17, 2023 3:05 pm
Когда возникли Ветхий и Новый заветы :?: Известны ли их авторы :?: Или вся Библия из жанра фольклористики :?:
Что мы знаем, например, про "Повесть временных лет"? Читаем в Лаврентьевской летописи, что "... радуется и книжный списатель, дошед конца книгам, тако же и азъ, худый, недостойный и многогрешный рабъ Божий Лаврентей мних. Началъ есмъ писати книги сия глаголемый летописець месяца генваря въ 14 [...] князю великому Дмитрию Костянтиновичю, а по благословенью священьнаго епископа Дионисья. И кончалъ есмъ месяца марта въ 20..."
Из прочитанного следует нехитрый вывод, что текст переписан монахом Лаврентием в княжение Дмитрия Константиновича на великокняжеском Влалимирком столе. Т.е., грубо говоря, во второрй половине 14 века переписывался более ранний текст. При этом, в самом тексте описываются события, произошедшие к началу 14 века. Иначе говоря, первый переписчик (или один из первых) жил во второй половине 14 века, а события в переписываемом тексте летописи завершились непосредственно до этого, лет на 60-70 ранее.

Открываем ТаНаХ, книгу Иеошуа бин-Нуна, относящуюся к событиям, непосредственно идущим после Торы , и читаем:
ויכתב שם על האבנים את משנה תורת משה אשר כתב לפני בני ישראל
"Написал там на камнях список с торы Моше, который он написал пред сынами Исраэйля." (Иеошуа, 8:32).

Но к монаху Лаврентию претензий нет, разве что спорят на основании более поздних источников, был ли автором самой летописи Нестор, и где там позднейшая редактура, на возраст основного текста не влияющая.
А вот к Торе претензия иная - нет, говорят, и не Моше с Иешуа бин Нуном, а якобы переписчики, а на самом деле, кодификаторы при царе Хизкиягу. И не три с небольшим тысячи лет назад, а две с половиной. Да и то, не сам текст, а то, что потом Эзра использовал, как основу. Да и не Эзра даже, а во времена Мишны, потому как опять редактировали. Ну а потом опять, при Ришоним. А если подумать, то вообще Тора и сейчас редактируется. Да и нет её, Торы, вовсе - одно только радует, нет и истории вообще, см. Носовского-Фоменко.
В общем, при желании оспорить авторство и датировку, можно составить рабочую критическую схему. А при отсутствии желания авторство и датировку оспаривать, можно всё оставить, как есть. А конкретные вопросы (по стилю "яхвиста"/"элохиста", по одомашненным верблюдам, по перекрёстным ссылкам, по сличению текстов и т.п.) вполне легитимны и имеют вполне консервативные ответы.

Аватара пользователя
VovaZ
Ваш усталый инквизитор
Сообщения: 19859
Зарегистрирован: Пн окт 07, 2019 1:11 pm
Откуда: Беер Шева
Благодарил (а): 449 раз
Поблагодарили: 4851 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы к светским знатокам

Сообщение VovaZ » Пт май 19, 2023 2:40 pm

Но вы согласны, что читая в оригинале от параши до параши, от Бейрешит до Дварим, мы встречаем и стили и запас слов разных эпох?
Изображение Все за мной! Я знаю короткую дорогу!Изображение

Аватара пользователя
Aleko
Сообщения: 3643
Зарегистрирован: Пт дек 13, 2019 10:40 am
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 159 раз

Re: Вопросы к светским знатокам

Сообщение Aleko » Пт май 19, 2023 3:33 pm

VovaZ писал(а):
Чт май 18, 2023 8:02 am
Меня удивляет, что столь упорный атеист как вы столь слабо начитан.
Вы правы. Лет 10 назад мне подарили Тору в красивом переплете и на русском языке. Но одолеть ее до сих пор не смог. Сразу начинает клонить ко сну. Но это же, действительно, не "Похождения бравого солдата Швейка" или барона Мюнхгаузена. :)
Кстати, кого вы считаете упорным атеистом? Лично я не встречал человека, который из атеиста превращался в верующего. Говорят, что встречаются супружеские пары, где один верующий, а другой светский. Не могу такого даже представить во сне. :) Но знаю абсолютно светских супругов, у которых сыновья обрезаны. И таких в нашей стране, вероятно, много, и мало кто этому удивляется. :)
Возражай аргументами, а не эмоциями :!:

brekekekex
Сообщения: 391
Зарегистрирован: Вт окт 08, 2019 2:50 pm
Благодарил (а): 71 раз
Поблагодарили: 85 раз

Re: Вопросы к светским знатокам

Сообщение brekekekex » Вс май 21, 2023 1:38 am

VovaZ писал(а):
Пт май 19, 2023 2:40 pm
Но вы согласны, что читая в оригинале от параши до параши, от Бейрешит до Дварим, мы встречаем и стили и запас слов разных эпох?
Моя осторожность в оценках связана с рядом факторов, один из которых - религиозный - не требует пряснений.
Второй причиной осторожности является то, что я не настолько чувствую язык Торы, чтобы что-то утверждать, а восприятие сглажено тем, что текст стал привычен. Могу сказать лишь, что когда мне, в силу обстоятельств, приходилось читать недельные главы по свитку Торы, некоторые главы давались заметно тяжелее - так сразу и не скажу, какие именно, и с чем это затруднение связано, но по ощущению, для меня выделяются главы, условно соотносимые с "Торат коаним". Но сложность этой части (опять же, субъективно, для меня) может быть связана с тематикой, а не с авторством. Также и стилистические различия при повторах (а равно и сам факт повторов) могут быть обусловлены религиозной (и/или драматургической) спецификой повествования "с двух ракурсов", а не разным авторством.
Третья причина сугубо методологическая, и связана с выученным уважением к первоисточнику. Учась на истфаке, работая с архивными документами, проведя несколько сотен часов над первоисточниками, я прочувствовал соблазн побыстрее сделать напрашивающийся вывод. И даже справившись с облазном, передумав всё по нескольку раз и с облегчением почти всё уложив, понимаешь, что упёрся [с проклятиями в адрес косоруких писцов, хронистов и проч.] в "очевидную" ошибку, иногда единственную, не укладывающуюся в стройную картину. В итоге, в четырёх случаях из пяти таких ключевых и, казалось бы, несомненных ошибок, оказывался верным именно неудобный фрагмент/артефакт, а криворуким идиотом был бы я, если бы сложил пазл так, как напрашивалось. И именно поэтому, также и тот условный пятый, пока никуда не укладывающийся (и возможно, и вправду ошибочный), фрагмент никогда не отбрасывется. В общем, консервативный ответ: следуй первоисточнику буквально, пока не доказано обратное. И даже доказав неточность первоисточника tb: , имей ввиду, что ты, скорее всего, всё равно ошибаешься, а первоистрчник прав... no:

Naaron
Сообщения: 36171
Зарегистрирован: Вт окт 08, 2019 5:03 pm
Откуда: Петах Тиква
Благодарил (а): 9697 раз
Поблагодарили: 1730 раз

Re: Вопросы к светским знатокам

Сообщение Naaron » Вс май 21, 2023 6:42 am

VovaZ писал(а):
Пт май 19, 2023 2:40 pm
Но вы согласны, что читая в оригинале от параши до параши, от Бейрешит до Дварим, мы встречаем и стили и запас слов разных эпох?
Ми параша ле параша, пожалуйста...

Аватара пользователя
VovaZ
Ваш усталый инквизитор
Сообщения: 19859
Зарегистрирован: Пн окт 07, 2019 1:11 pm
Откуда: Беер Шева
Благодарил (а): 449 раз
Поблагодарили: 4851 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы к светским знатокам

Сообщение VovaZ » Вс май 21, 2023 1:27 pm

brekekekex писал(а):
Вс май 21, 2023 1:38 am
И даже доказав неточность первоисточника tb: , имей ввиду, что ты, скорее всего, всё равно ошибаешься, а первоистрчник прав... no:
:-D ну с этим трудно спорить

В конце концов именно благодаря правоте первоисточника, наш язык обогатился десятком синонимов כבש - כשב שמלה- שלמה 8-)
Изображение Все за мной! Я знаю короткую дорогу!Изображение

Martoch
Сообщения: 5234
Зарегистрирован: Вт окт 08, 2019 3:36 pm
Благодарил (а): 4531 раз
Поблагодарили: 610 раз

Re: Вопросы к светским знатокам

Сообщение Martoch » Вс май 21, 2023 2:32 pm

Naaron писал(а):
Вс май 21, 2023 6:42 am
Ми параша ле параша, пожалуйста...
Это правильно замечено...Либо ивритское произношение, либо русское...Потому что слово "параша" меня сперва насторожило. :)

Аватара пользователя
Aleko
Сообщения: 3643
Зарегистрирован: Пт дек 13, 2019 10:40 am
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 159 раз

Re: Вопросы к светским знатокам

Сообщение Aleko » Пт ноя 17, 2023 8:01 pm

Не могу представить, что в Израиле на непрерывных производствах работают исклюительно атеисты. В Бней-Браке, вероятно, нет круглосуточного производства. А в амбулансах, больницах, пожарных службах, может быть, нет никаких запретов для работы в субботу :?:
Возражай аргументами, а не эмоциями :!:

Ответить